Стабильный доступ к интернету уже давно стал первостепенной потребностью в различных секторах сферы услуг. С развитием беспроводной связи пользователи получили возможность находиться онлайн практически везде. Одна точка беспроводного доступа способна обеспечить работу сразу нескольких пользователей, а несколько точек могут превратить территорию кафе, гостиницы или аэропорта в один большой hotspot (глобальная точка доступа).
Зачастую отсутствие Wi-Fi вызывает у посетителей удивление, а сбои доступа в интернет – раздражение, что отрицательно влияет на имидж заведения. Чаще всего это случается по незнанию либо в целях экономии, когда в заведение приобретается обыкновенный домашний Wi-Fi роутер, который просто не предназначен для работы с таким количеством пользователей. В результате посетители, зашедшие в заведение выпить чашку кофе и обсудить дела, проекты, для которых необходимо использование интернета, в следующий раз, возможно, будут искать другое, более подходящее место для встречи. Вследствие этого может возникнуть риск потери заведением определенной части своих клиентов.
По этому несомненно важному вопросу мы обратились к директору ООО «SENSORIKA» Арзиеву Норбеку Рустамовичу, который рассказал нам о том, как правильно подобрать Wi-Fi оборудование для кафе или ресторана, чтобы эта услуга помогла превратить посетителей вашего заведения в постоянных клиентов.
С чего все начиналось?
– Все началось с обычного интернет-клуба, который мы открыли в далеком уже 2008 году. На тот момент в Навои было немало подобных заведений, но все они позиционировали себя как развлекательные клубы, предлагая клиентам в основном игры и услугу доступа в интернет. Мы же пошли по иному пути, акцентируя свой бизнес в сторону обслуживания населения в сфере интернет-услуг и решения их технических вопросов: черно-белая и цветная печать, ксерокопия, поиск информации в интернете и т. п.
Для управления деятельностью интернет-клуба мы использовали, как и все другие подобные заведения, «левые» нелицензионные программы. Причиной этому было отсутствие лицензионных программ, допущенных к использованию на территории Узбекистана, которые должны отвечать требованиям безопасности. Со стороны уполномоченных органов требовалось соблюдать законодательство в сфере ИКТ, однако при этом не говорилось, с помощью каких программ можно было сохранять историю действий пользователей, где приобрести подобные программы и т. п.
В 2012 году мы начали разработку своей собственной программы. Мы окрепли, у нас появились свой офис, административный персонал, а также программисты, которые начали разработку облачного сервиса hotspot.uz. В те годы беспроводные технологии Wi-Fi только набирали обороты, и мы хотели быть в тренде. Уникальность разработанного кода заключалась в том, что логины и пароли сохранялись не в роутере, а на отдельном сервере, доступ к которому был закрыт и надежно защищен.
Созданная для внутреннего использования программа привлекла внимание менеджеров гостиниц, ресторанов и иных заведений, оказывающих услуги, так как они были обеспокоены частыми взломами и кражами трафика.
Как вы используете облачные технологии в своем бизнесе?
– На сегодня hotspot.uz – это высокотехнологичная, не имеющая аналогов в Узбекистане облачная платформа, которая самостоятельно распределяет скорость между пользователями, контролирует объем трафика, управляет временем, проведенным в сети. Система автоматически блокирует сайты с вредоносным кодом, включая результаты поиска поисковых систем Google и Яндекс.
Система также автоматически запоминает номер телефона и мак-адрес устройства, объединяя их в единый кластер данных и формируя детализированный аналитический отчет.
Облачный сервис выстраивает графики и таблицы, по которым можно следить за количеством посетителей, расходом трафика, а также временем посещения каждого пользователя. Стоит отметить, что система также контролирует и проводную локальную сеть. При этом мы не устанавливаем у клиента серверное оборудование или посторонние программы – всю работу выполняют роутеры со специальной прошивкой нашей собственной разработки.
К слову, совсем недавно наша программа была успешно презентована в Инновационном центре им. Мирзо Улугбека, а также в Министерстве высшего и среднего специального образования.
Расскажите про маркетинговую составляющую вашего проекта.
– Как я уже упомянул, изначально наш проект не был коммерческим, но сегодня мы разработали маркетинговые инструменты внутри нашей системы.
Прежде всего это контроль скорости входящего интернет-потока, формирование черного и белого списков запрещенных и разрешенных сайтов для каждого клиента, авторизация через социальные сети facebook, odnoklassniki, vkontakte, twitter (пройдя авторизацию, посетитель определенного заведения оставляет отзыв об этом заведении и получает в качестве бонуса доступ в интернет). При этом система в автоматическом режиме считывает персональные данные клиента со страниц в социальных сетях, идентифицирует его и формирует «маркетинговый пакет данных» для будущих рассылок об акциях или скидках того или иного учреждения.
С какими трудностями вы сталкиваетесь в работе компании?
– В первую очередь дороговизна интернета. Мы даже думаем о запуске собственного спутника ретрансляции интернета во все уголки Узбекистана. Другой проблемой являются дефицит кадров и низкий уровень знаний выпускников вузов. Отмечу также сложность и длительность получения в Центре электромагнитной совместимости (ЦЭМС) и Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) разрешений на устройства мощностью свыше 100 МВт, что препятствует активному развитию беспроводных сетей.
В какой сфере бизнеса ваша технология оказалась наиболее востребованной?
– Особенно востребованной наша система оказалась в гостиницах, так как для многих клиентов доступ к сети является острой необходимостью. Для гостиниц Wi-Fi уже давно превратился в заметное конкурентное преимущество, которое наряду со стоимостью проживания, расположением и комфортабельностью номеров служит важным критерием выбора для клиента.
Система нotspot.uz также предназначена для управления Wi-Fi в кафе, ресторанах, парках, больницах и других организациях, где необходимо профессиональное распределение трафика и скорости интернета.