Построение цифрового банка требует оптимизации процессов, новой организационной культуры и гибких решений. Цифровизация несет серьезные вызовы существующим бизнес-моделям, в том числе в банках, которые сегодня проходят процесс трансформации по всему миру. Клиентоориентированность, персонализация предложения и мобильность – это ключевые составляющие концепции цифрового банка. Для их эффективной реализации нужно решать задачи, сфокусированные на клиентском опыте, а также на внедрении инноваций, поддерживающих лояльность клиентской базы. При этом цифровой банк должен развиваться параллельно с происходящими вокруг изменениями.

Принимая во внимание данные тенденции и желая поделиться опытом, ООО Fido-Biznes, одна из ведущих отечественных компаний-разработчиков программных продуктов, организовала презентацию на тему «Основные концепции ИАБС 7. Цифровая трансформация банка: эволюционный подход» для СМИ и коммерческих банков – клиентов компании.

Разработанная компанией интегрированная автоматизированная банковская система (ИАБС) предназначена для комплексной автоматизации всех аспектов финансовой и хозяйственной деятельно сти коммерческого банка на основе современных информационных технологий. В настоящее время ИАБС используется 14 отечественными банками, большинство из которых – крупные. Комментируя презентацию, начальник Управления информационных технологий «Азия Альянс банка» Ильхом Исамутдинов отметил: «Считаю, что сегодняшнее мероприятие очень полезно для банковской системы в целом. ИАБС 7 может создать удобные условия для клиентов и развить элемент конкуренции между банками. Именно эта система поможет привлечь больше клиентов».

Главное окно FB CRM, реализованное в современном стиле по принципу «Единого окна»

Одними из основных преимуществ ИАБС являются ее постоянное совершенствование в зависимости от требований времени и своевременная реакция на постоянно растущие требования банков. Каждые 4-5 лет выпускается новая версия ИАБС, отличающаяся от предыдущих версий более широким функциональным охватом, новыми техническими решениями, а также более совершенной системой информационной безопасности. По настоящее время выпущено шесть версий ИАБС, ведется работа по разработке очередной, 7-й версии (ИАБС 7).

Концепция ИАБС 7 была продиктована требованиями времени. А главным требованием сегодняшнего дня для коммерческих банков республики является необходимость применения современных цифровых технологий во всех аспектах банковской деятельности. Комментирует начальник платежного центра АКБ «Турон банк» Суннатходжа Ахмедов: «Данный проект несет большую ценность, потому что банки как раз нуждаются именно в тех технологиях, которые реализованы в продукте ИАБС 7. Система преследует цель – создание подходящих условий удовлетворения потребностей клиентов, которые хотят, чтобы банки обслуживали их без заминок».

В первой части презентации были проанализированы различные модели цифрового преобразования, представлена информация о предлагаемой компанией эволюционной модели цифровой трансформации банка на основе ИАБС 7.

Как было отмечено, имеются две основные модели цифровой трансформации банка – революционная и эволюционная. В революционной модели информационные системы банка, не отвечающие требованиям цифровой трансформации, заменяются готовыми решениями сторонних разработчиков. Процесс цифровой трансформации по революционной модели может пройти для банка весьма болезненно, так как необходимость единовременного перехода к совершенно новым методам работы создаст определенные трудности для сотрудников и руководителей, привыкших к работе по традиционным форматам. Кроме этого, могут возникнуть проблемы с нехваткой времени на массовую переподготовку всех сотрудников.

Предлагаемая ООО Fido-Biznes эволюционная модель предполагает естественную и относительно безболезненную цифровую трансформацию банка на основе ИАБС 7 за сравнительно короткие сроки. При этом ИАБС 7 не навязывает эволюционную модель цифровой трансформации, а предоставляет банку возможность выбора наилучшей для него модели цифровой трансформации.

Окно «Мой KPI». В реальном режиме отображает KPI пользователя с подробной информацией об
индикаторах эффективности и результативности.

Обычно цифровая трансформация по эволюционной модели хотя и является естественной и относительно безболезненной для банка, но может потребовать существенно больше временных затрат на ее реализацию по сравнению с революционной моделью. Однако сроки внедрения эволюционной модели цифровой трансформации банка на основе ИАБС 7 практически не отличаются от сроков внедрения революционных моделей, предлагаемых авторитетными зарубежными компаниями.

В составе ИАБС 7 разработан ряд новых подсистем для автоматизации управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), автоматизации бизнес-процессов (ВРМ), автоматизации управления проектами, а также разработана встроенная сервисная шина. Для завершающего этапа цифровой трансформации банка разработан программный продукт «Корпоративное хранилище данных коммерческого банка и аналитическая система на базе инструментов Oracle  BI».

В ИАБС 7 реализованы такие востребованные временем возможности, как полноценное функционирование системы в режиме 24/7 (None-Stop), непрерывная обработка финансовых транзакций 24 часа в сутки, одновременная работа банка в двух операционных днях, моделирование и оптимизация бизнес-процессов, фабрика продуктов, встроенная scoring-система и возможность применения конвейерной технологии обработки кредитных заявок. Также имеется возможность внедрения в банке системы KPI и организации мотивации сотрудников по данной системе. Модульность и наличие встроенной сервисной шины позволяет при необходимости заменить модули ИАБС на подходящие модули сторонних разработчиков. Сервисная шина также упрощает кооперацию и интеграцию банка с другими брендами, предоставляя ему возможность оперативного выпуска новых, востребованных рынком совместных продуктов или программ лояльности.

Продолжает тему президент ООО Fido-Biznes Талъат Дадажанов: «Сегодня цифровая трансформация банка – необходимость. Если не обращать на это внимание сейчас, то бизнес придет к краху.

Клиент сегодня уже другой. Через пять лет подрастет молодое поколение, которое, имея разные типы каналов и сидя в любом удобном ему месте, захочет получать банковские услуги. Рынком Узбекистана сегодня интересуются и многие зарубежные разработчики. Но эпоха крупных, «тяжеловесных» систем уже уходит. Сегодня от разработчиков требуется гибкое программное обеспечение с микросервисной архитектурой. Это связано с тем, что банк сегодня должен быстро реагировать на нужды клиентов. При необходимости оперативно адаптируя свои информационные системы под потребности клиента».

Во второй части презентации были проведены практические занятия по темам: «Основные возможности подсистемы FB CRM», «Корпоративное хранилище данных и аналитическая система на основе инструментов Oracle BI» и «Опция ИАБС 7 «Поддержка режима 24/7».

По теме «Основные возможности подсистемы FB CRM» были продемонстрированы ключевые возможности подсистемы FB CRM, включая интерфейс пользователя в стиле «Единого окна», модуль «Фабрика продуктов» и кредитный конвейер. По теме «Корпоративное хранилище данных и аналитическая система на основе инструментов Oracle BI» были продемонстрированы возможности аналитической системы на основе указанных инструментов и система принятия решений на основе KPI.

По теме «Опция ИАБС 7 «Поддержка режима 24х7» была продемонстрирована возможность обработки финансовых транзакций в режиме 24/7, в частности, возможность полноценной обработки платежных документов в закрытом операционном дне. Также была продемонстрирована возможность одновременной работы сотрудника банка в двух операционных днях, где «сотрудник», т.е. проводивший занятие специалист Fido-Biznes, свободно переключался с одного операционного дня в другой прямо во время работы и обрабатывал платежные документы за оба операционных дня. В демонстрации также участвовал «клиент», т.е. еще один специалист Fido-Biznes, выполнивший в системе интернет-банкинга три платежные операции, в том числе межфилиальный платеж на счет клиента другого филиала. При этом операционный день филиала клиента был уже закрыт, а операционный день филиала получателя был еще открыт. Примечательно, что внутри филиальный платеж клиента проводился моментально, а время поступления межфилиального платежа на счет получателя составило около 4 секунд.

По информации компании, в настоящее время опция ИАБС 7 «Поддержка режима 24/7» и аналитическая система на основе инструментов Oracle BI внедрены в опытную эксплуатацию в пилотных банках, а подсистема FB CRM только готовится к внедрению.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ: