Краудфандинг в школьном образовании

В последнее время в развитых странах большой популярностью пользуются онлайн-краудфандинговые площадки по оказанию поддержки разным проектам, особенно в сфере образования. В Узбекистане подобным социальным проектом стала платформа MFond, разработанная инициативной творческой группой специалистов при Министерстве народного образования (МНО).

Проект MFond – это не просто благотворительный фонд, а современный инструмент для оказания помощи школам в организации благотворительной деятельности. Из-за существующих понятий о недобросовестном отношении людей в части расходования благотворительных средств возникает вопрос: «А куда пойдут собранные средства?» В этой связи целью МНО является сломать данный стереотип и создать открытый, прозрачный инструмент, с помощью которого каждый желающий сможет узнать о статусе своих вложений в режиме онлайн: куда ушли деньги и каков конечный результат.

Идея создания MFond возникла после проведения ряда реформ. Была собрана команда, изучавшая состояние школ по всем регионам страны. После того, как удалось собрать полные данные, возникла идея создать онлайн-платформу, которая помогла бы улучшить положение школ.

Одной из целей краудфандинговой платформы MFond является обеспечение равенства возможностей для всех детей из разных школ. Система позволяет выявлять проекты талантливых детей, которые смогут найти свое воплощение при их должном финансировании.

Платформа MFond будет действовать на основании принципа краудфандинга, то есть общественного финансирования. Все будет делаться на добровольной основе. Оплата может производиться через внутренние и международные платежные системы, используемые в Узбекистане. Все перечисленные через платежные системы средства попадают на «субсчета» школ.

Система онлайн-платформы Mfond была запущена сравнительно недавно, и поэтому на первом этапе есть возможность видеть пока только общие данные: кто перечислил деньги и сумму перевода. Сейчас команда МНО работает над тем, чтобы у каждой школы была своя страница, то есть свой паспорт, где они смогут вести учет. На третьем этапе будет создана система отчетности: каждый руководитель и ответственный за использование средств человек смогут вести отчет в режиме онлайн в системе, которая будет открыта для благотворителей и других  заинтересованных лиц. Отчетность будет предоставляться двумя способами: в виде фотографии и чека.

Помимо этого, также будет внедрен народный контроль, когда все родители и заинтересованные лица смогут принять непосредственное участие в контроле расходования средств.

На сегодняшний день происходит полное обновление базы данных по школам. Уже разработан единый стандарт, который сейчас находится на стадии утверждения. После его внедрения каждый из ответственных лиц сможет зайти в личный кабинет и внести все необходимые данные по своей школе.

Помимо этого, разрабатывается концепция расширения «национальных представителей», которые смогут привлекать соотечественников, проживающих за рубежом, к оказанию помощи в части развития системы народного образования. Стоит отметить, что до сегодняшнего дня ни у одного соотечественника не было возможности помогать развитию школьного образования посредством онлайн-технологий. На данный момент запущена оплата средств через карту VISA и совсем скоро будут подключены все остальные международные платежные системы.

Также начата последовательная работа по назначению «национальных представителей» в разных   странах. Первым из них стал поверенный узбекской ассоциации молодежи в США, являющийся почетным посланником благотворительного фонда, координирующего подобную деятельность в США. Следующим этапом планируется поездка в Германию. Для этого ведется работа по поиску соотечественников, проживающих в Германии. Мероприятия пройдут в Берлине и во Франкфурте, где узбекские делегаты смогут презентовать свои социальные проекты и объяснить людям, насколько система онлайн-платформы прозрачно работает, какие у нее есть возможности и каким способом можно будет помочь процессу развития народного образования.

Если понаблюдать за опытом развитых стран, то в Корее, например, государство покрывает только половину всех расходов в сфере образования. Остальная часть финансирования идет за счет выпускников, которые добились определенного успеха в карьере и хотели бы помочь своей школе, а также от родителей, чьи дети обучаются в школах. Узбекистан немало выделяет на образование – примерно 18% бюджета страны. Однако этого недостаточно чтобы добиться поставленных целей по кардинальному улучшению сферы народного образования. По причине того, что до настоящего момента в стране не было удобного инструмента для поддержания системы образования, школам приходилось самим создавать свои классные фонды, и не было понятно, на что и куда уходят средства. Сегодня применение современных технологий помогает решать вопросы удобства, прозрачности и отчетности вложений.

В будущем платформа MFond позволит поэтапно искоренить коррупционные факторы, которые на сегодняшний день присутствуют в области оказания благотворительной помощи школам.