Цифровые решения проблем, связанные с COVID-19

Страны мира сейчас изучают, как преодолеть кризис COVID-19, и Узбекистан не исключение. Цифровые инструменты призваны сыграть важную роль в том, чтобы помочь населению и экономике пережить пандемию, облегчая удаленную работу, бесконтактные переводы, предоставление государственных цифровых услуг и другие элементы того, что может стать нашей «новой нормой».

Цифровизация в Узбекистане

Цифровизация – не новый импульс для Узбекистана. За последние семь лет многое было сделано для использования ИКТ в качестве инструмента реформирования системы государственного управления и ускорения экономического роста. В начале 2020 года цифровая экономика стала важной основой будущего развития. Это возможность преодолеть основные препятствия, стоящие перед Узбекистаном по мере интеграции страны в мировую экономику, в том числе физические ограничения страны, не имеющей выхода к морю, информационные пробелы и технические препятствия на пути к повышению благосостояния. Правительство четко осознает преобразующий эффект цифровых технологий.

С пандемией COVID-19 цифровизация стала безотлагательной задачей. Действительно, цифровые технологии и инновации в более широком смысле сыграли важную роль в ответных мерах на COVID-19 в Узбекистане. Когда началась пандемия, было быстро внесено несколько изменений в политику, чтобы ускорить цифровую трансформацию. Приоритетными направлениями стали цифровая экономика и электронное управление. В это же время появилась готовность инвестировать в широкополосную инфраструктуру и создавать прочную основу для цифрового образования и ИТ-системы. Всем было важно доставить необходимые услуги и помощь людям прямо в их дома.

Быстрое реагирование ПРООН

ПРООН располагает необходимыми знаниями, ресурсами и возможностями для поддержки цифрового реагирования на пандемию. Имея за плечами опыт в поддержке правительства в создании основ электронного правительства и цифровой трансформации государственного управления до и в течение периода реформ 2017-2021 годов, ПРООН была пионером, возглавившим внедрение цифровых решений для смягчения последствий общенационального карантина. На протяжении всего этого процесса первоочередное внимание уделялось группам населения, которых больше всего затронул карантин, поддерживая и дорабатывая существующие цифровые услуги, а также создавая новые по мере необходимости, в партнерстве с Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством инновационного развития, Министерством по поддержке махалли и семьи и другими государственными органами.

Обеспечение бесперебойного доступа к государственным услугам с помощью цифровых инструментов имеет решающее значение. С этой целью ПРООН продвигает новый портал, предоставляющий нотариальные услуги онлайн, позволяющий людям получить доступ к полной информации о нотариальных услугах без необходимости посещения нотариальной конторы, услугами которой с апреля по июль 2020 года воспользовались около 26000 человек. Следующим шагом будет полная оцифровка оформления нотариальных сделок.

ПРООН также улучшает содержание и функциональность основной цифровой платформы Узбекистана – портала my.gov.uz. На портале запущен новый раздел «Жизненные ситуации» с удобной информацией о льготах, правах и услугах, касающихся ключевых моментов жизни (регистрация семьи и рождения ребенка, получение образования и поиск работы, подача заявления на пенсию, получение поддержки по инвалидности), а также с модулем уведомлений для оповещения граждан о статусе их заявлений. С момента запуска платформы в мае 2020 года было отправлено 641 158 SMS-сообщений и 5 806 сообщений — по приложению Telegram о статусе заявок.

ПРООН также создает цифровые решения, специально предназначенные для уязвимых групп. Данная информационная система автоматизирует подачу заявок и предоставление социального жилья в городе Ташкенте (https://uy.tashkent.uz), а также модернизирует базу данных Министерства здравоохранения для расширения доступа к цифровым государственным услугам для людей, живущих с инвалидностью (http://vtek.minzdrav.uz/).

При поддержке ПРООН, созданные ранее порталы онлайн-услуг, были дополнены круглосуточными телефонными линиями доверия. Они помогли нуждающимся людям, чувствующим негативное психологическое воздействие изоляции и женщинам, столкнувшимся с гендерным насилием. Судебные процессы продолжали осуществляться через систему E-SUD, а специально созданный канал Telegram для бесплатной юридической клиники Ташкентского государственного юридического университета стал спасательным кругом для людей, нуждающихся в доступе к правосудию.

Осознавая имеющийся потенциал цифрового рынка Узбекистана, инициативы ПРООН по развитию бизнеса были сосредоточены на ИТ и программистах. Проект «стартап инициативы» помог программистам запустить социальные приложения, а конкурс Хакатон расширил горизонты национального ИТ-сектора.

Некоторые проблемы, вызванные пандемией, были совершенно новыми и нуждались в новых решениях, поэтому мы обратились за помощью к тысячам молодых программистов Узбекистана, и они ответили. COVID-19 Challenge 2020 получил более 600 заявок. Мы отобрали среди них 5 победителей, включая мобильные приложения, связывающие волонтеров с нуждающимися, инициативу по производству масок, которые обнаруживают симптомы COVID-19. На данный момент ПРООН полностью поддерживает победителей на их пути к полной реализации их задумок.

Вместе с нашими партнерами мы также осознали, что в период после COVID будет много людей, ищущих работу, а сфера услуг будет отчаянно нуждаться в квалифицированных кадрах. Поэтому мы создали 250 видеороликов, чтобы восполнить этот пробел. Обучение профессиональным навыкам также проводилось в цифровом формате для женщин и молодых людей в четырех районах Каракалпакстана, основываясь на постоянных усилиях Совместной программы ООН для региона Приаралья, направленных на улучшение условий жизни в регионе.

Мы также сосредоточили свое внимание на расширении прав и возможностей женщин и девочек для построения карьеры в сферах науки и технологии. Каждый год Technovation Challenge вдохновляет девочек школьного возраста на поиск цифровых решений социальных и экономических проблем. В этом году основное внимание уделялось удаленной помощи уязвимым группам.

Это только начало

Восстановление после кризиса COVID-19, несомненно, займет много времени. Однако пандемия также позволила нам стать свидетелями того, какую пользу могут принести качественные цифровые услуги, созданные новым поколением программистов-новаторов.

Это лишь проблеск трансформации, которую может принести цифровизация. COVID-19 стал неожиданным катализатором этого процесса, доказав аксиому о том, что спрос создает предложение.

По мере того, как ответные меры на пандемию в Узбекистане переходят к следующему этапу, необходимо решать и другие вопросы. Необходимо предоставить социальную помощь людям по всей стране цифровым способом. Также существует необходимость в модернизации таких секторов, как сельское хозяйство. Могут ли новые технологии сыграть роль в защите окружающей среды и биоразнообразия? Можно ли внедрить больше цифровых решений с открытым исходным кодом для поддержки системы здравоохранения и ее взаимодействия с гражданами? Это вопросы, на которые нам предстоит ответить.

Тем не менее, чтобы воспользоваться преимуществами технологий, чтобы все люди могли получить доступ к цифровым инструментам и знать, как ими пользоваться мы должны обеспечить надежный и доступный выход в интернет. Инфраструктура электросвязи, благоприятная политическая среда и повсеместная цифровая грамотность имеют важное, если не решающее значение, для успеха цифрового пути Узбекистана.

Вопросов много, и сейчас самое время всесторонне их изучить. Чтобы начать это обсуждение, ПРООН и ее партнеры планируют провести международный круглый стол на тему «Раскрытие потенциала цифровизации в Узбекистане в условиях глобального здравоохранения и социально-экономического кризиса». Мы с нетерпением ждем возможности продолжить изучение этой темы.