Интерактивные госуслуги и инновационная аутентификация: мобильное приложение ЕПИГУ и прототип Face ID

21 января 2020 года в Республиканской высшей школе бизнеса и управления прошла пресс-конференция с участием руководства Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан (НАПУ) и Центра управления проектами электронного правительства и цифровой экономики.

Журналистам презентовали мобильное приложение Единого портала интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ) и прототип Face ID. Подробнее о новых услугах редакции ICTNEWS.uz рассказал заместитель директора Центра управления проектами электронного правительства и цифровой экономики Бахтиер Ризаев.

Каковы возможности мобильного приложения Единого портала интерактивных государственных услуг My.gov.uz?

— В приложении представлены только автоматизированные электронные услуги, то есть услуги, предоставляемые без вмешательства сотрудника государственного органа. В их числе сведения о штрафах за нарушение правил дорожного движения, получение информации об индивидуальном накопительном пенсионном счете, определение ИНН, получение информации о заработной плате, о задолженности по коммунальным услугам и другие. Стоит отметить, что только на ЕПИГУ можно бесплатно получить информацию по неоплаченным штрафам за нарушения ПДД. Для этого нужно подписаться на получение услуги, после чего данные о штрафах в случае их возникновения будут поступать автоматически.

Кроме того, в мобильном приложении предусмотрены такие функции, как поиск услуг, по ключевым словам; ознакомление со статусом направленных заявок на получение услуг; добавление объектов недвижимости и автотранспортных средств; получение геолокаций центров госуслуг.

Для всех ли платформ подходит мобильное приложение MyGov?

— В настоящее время бета версия мобильного приложения MyGov доступна для OS Android. Его можно скачать по ссылке: https://play.google.com/store/apps/details?id=uz.global.mygov. Ведется работа по разработке версии для iOS. Планируем опубликовать мобильное приложение Единого портала для OS iOS на App Store в начале марта текущего года.

Что представляет собой удаленная аутентификация по биометрическим данным и все ли устройства смогут поддерживать эту услугу?

На сегодняшний день для получения персонализированных услуг (например, получение справки об отсутствии налоговой задолженности, учет по месту пребывания в г. Ташкенте и Ташкентской области, получение информации о сумме в ИНПС и др.) подтверждение подлинности персональных данных осуществляется с помощью ключей ЭЦП. Мы предлагаем более удобный и быстрый метод подтверждения подлинности данных заявителей – аутентификация личности по геометрии лица (Face ID). Данный метод будет позволять получать государственные, банковские и различного рода коммерческие услуги дистанционно в удобной форме. В ходе брифинга мы презентовали прототип этой системы. В ходе разработки прототипа ИС Face ID осуществлено сравнение фотографий, которые считали с нескольких биометрических паспортов по NFC, с фотографиями, снятыми при аутентификации через приложение Face ID. Успешность проведенных тестов с прототипом, позволяет нам начать работу по полноценной реализации данной информационной системы, которая будет включать мобильные приложения для Android и iOS. Для использования приложения достаточно будет наличие фронтальной камеры. Однако если разрешение камеры ниже определенного уровня, плохое освещение лица заявителя и в других случаях приложение будет давать соответствующие рекомендации по улучшению условий.

Когда начнется полноценное внедрение Face ID?

— На разработку технической части и полноценную ее реализацию потребуется от 3 до 4 месяцев. Есть еще организационные вопросы по проведению экспертизы технической документации и программного кода информационной системы. Так как мы имеем дело с персональными данными, необходимо согласование вопроса интеграции с информационной системой Государственного центра персонализации, разработать техническое задание, затем провести экспертизу в Центре кибербезопасности. После разработки самой информационной системы (программного обеспечения) необходима еще одна экспертиза в том же Центре кибербезопасности на предмет уязвимости, соответствия требованиям обеспечения информационной безопасности и т.д. Только после успешного прохождения всех этих этапов услуга Face ID будет готова к запуску, который запланирован на текущий год.

Насколько безопасна удаленная аутентификация?

При разработке прототипа мы уделили этому вопросу первостепенное внимание. Например, многие могут задаться вопросом, касающимся идентификации по чужой фотографии. Мы называем это проверкой «живучести». Система прошла испытание подобной ситуацией и сейчас она успешно определяет фото перед ней или живой человек. Также система не позволяет аутентифицировать личность с закрытыми глазами.

Планируется ли увеличивать количество предоставляемых электронных услуг?

— В процессе функционирования мобильного приложения количество предоставляемых электронных услуг будет увеличиваться. К примеру, в прошлом году Центром совместно с Единым интегратором UZINFOCOM на портале My.gov.uz запущены 49 электронных государственных услуг, в том числе 5 автоматизированных (в частности, информация о пенсии, заработной плате, штрафах). А сегодня ведется работа по внедрению композитной услуги, включающей в себя регистрацию рождения, выдачи единовременного пособия при рождении ребенка и постановки в очередь ребенка в детский сад, с учетом исключения необходимости излишнего посещения государственных органов и ожидания в очередях.