Эпоха высоких технологий наступила. В мире каждый день возникает огромная масса стартапов, новых проектов, новых идей. Количество вновь созданных компаний, услуг, сервисов растет как на дрожжах. Но, как известно, мир жесток, и далеко не все романтики «силиконовых долин» обретут успех, а циничный мир бизнеса не прощает ошибок. Как ни прискорбно, большинство из начинаний не сможет привлечь даже тысячи, не говоря о миллионах инвестиций. Лишь немногие счастливчики, кому улыбнулась капризная фортуна, буквально за одну ночь могут проснуться на бизнес-вершине Эвереста с многонулевыми счетами.
Казалось бы, что еще может удивить нас, избалованных и очень искушенных потребителей. Но, оказывается, границы непознанного еще существуют, и бизнес- явления могут внести смуту и удивление в дружные ряды скептиков и критиков.
«Уберизация» – трендовое слово. Наверное, нет человека, как в современном мире «высоких» технологий, так и за его пределами, который не слышал бы о «uber-феномене». Поистине вирусная экспансия компании Uber Technologies Inc. больше напоминает массовое заражение, которое проникло уже в более чем полусотню городов почти 70 стран мира. Uber подобно древнегреческому титану крушит старые формы экономики и заменяет их новой, так называемой «экономикой по требованию», доступной одним нажатием на экран смартфона. Без апелляций и не испытывая сожалений.
UBER TECHNOLOGIES INC. – американская международная интернет-компания из Сан-Франциско, создавшая одноименное мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей. Общий объем привлеченного финансирования – $307,5 млн, в том числе от инвесторов Benchmark Capital, TPG Capital, Google Ventures. С момента основания в 2008 году компания привлекла $15 млрд, ее оценка составляла $3,5 млрд.
Судьба или везение?
Очередными баловнями судьбы оказались Трэвис Каланик (англ. Travis Kalanick) и Гаррет Кэмп (англ. Garrett Camp) – создатели и вдохновители Uber.
Мы все знаем и любим истории о студентах, копающихся в отцовских гаражах или ночных университетских кампусах, с нуля написавших уникальный код или создавших продукт, разрывающий шаблоны, и ставших вдруг, в одночасье, миллиардерами.
Как бы нам не хотелось, но история Uber не имеет ничего общего с такими сценариями. На момент запуска компании в 2009 году у ее отцов-основателей уже имелся за плечами и весомый опыт ведения бизнеса, и не менее крупный стартовый капитал.
К примеру, один из сооснователей Трэвис Каланик еще в восемнадцатилетнем возрасте, будучи студентом, запустил свой первый бизнес-проект.
Тогда юный предприниматель стал зарабатывать, организовав курсы по подготовке к тесту SAT «Академия нового мышления», без сдачи которого было невозможно поступить в престижный американский вуз. После Каланик принял участие в создании файлообменника Scour, который прожил ярко, но недолго, и был «уничтожен» гигантами медиаиндустрии.
Каланик, как показало будущее, не простил этого. Провал со Scour не помешал ему создать Red Swoosh – свой собственный сервис обмена медиафайлами, который в 2007 году был продан за $23 млн, сделав Трэвиса миллионером.
Его соратник, Гаррет Кэмп, тоже не нуждался в особых представлениях в среде бизнес-элиты. Созданный им поисковый сервис StumbleUpon после его продажи за баснословные $75 млн принес ему успех и честно заработанные миллионы.
StumbleUpon (от англ. «случайно найти») – коммерческий сервис поиска web-страниц, объединяющий принципы p2p и социальной сети с блоггингом «одним кликом». Бесплатная панель инструментов для веб-браузера, предоставляемая системой, автоматизирует сбор, распространение и рецензирование web-контента в пределах неформальной социальной структуры, дает пользователям способ просмотра, подобный переключению телевизионных каналов.
Стамблеры (так называют себя участники сообщества) имеют возможность оценивать и рецензировать блоги друг друга, объединяться в группы по интересам, которые являются коллективными блогами с заданной темой.
Так или иначе, создатели Uber не бедствовали. Но это не отдалило их от мира «высоких технологий», наоборот, они поддерживали небольшие стартапы, помогали с поиском инвесторов, посещали всевозможные мероприятия и выставки.
Одна из таких выставок и стала отправной точкой для рождения компании, у которой впоследствии не имелось ни одной машины в собственном автопарке, но которая является одной из самой крупных на рынке совместного использования транспорта.
LeWeb – одна из старейших международных конференций в Европе в сфере цифровых инноваций, где провидцы индустрии, стартапы, технологические компании, бренды и ведущие СМИ собираются вместе, чтобы обсудить новейшие тренды и предопределить будущее бизнеса (leweb.net).
В уже сравнительно далеком 2008 году Каланик и Кэмп оказались в столице Франции, где они решили посетить конференцию LeWeb.
В Париже наши герои столкнулись с банальной бытовой проблемой, кажущейся невероятной в таком крупном мегаполисе, – они с большим трудом смогли найти такси. Недешевое причем такси – им пришлось заказать лимузин с водителем–ни много ни мало за $800.
Такая простая банальность заставила их задуматься о технологичной возможности решения этой проблемы.
И родилась «золотая» мысль. Именно в тот день сооснователи Uber впервые проработали идею будущего сервиса мобильного агрегатора такси. В марте 2009 года в Сан-Франциско появилась UberCab, а позже, в 2011-м, название компании сократилось до всем известного Uber.
«Кровь, пот и дешевая лапша»
Стоит сказать несколько отдельных слов о Трэвисе Каланике. Возможно, именно ему отчасти Uber обязана своим экспоненциальным ростом. Один из самых эпатажных и известных представителей Кремниевой долины, 64-й номер по рейтингу самых влиятельных людей мира по версии Forbes. Его называют по-разному: он «циничный» и «беспринципный», «злой гений», «слетевший с катушек», «дружище» и самый настоящий «засранец». В каждом эпитете есть доля правды, но, как обычно бывает, «истина где-то рядом». Как уже упоминалось, он стоял у истоков создания мультимедиапоисковика и файлообменника Scour. Этот стартап, в виде пиринговой поисковой системы, заполучил первую инвестицию в 1998 году от бывшего президента корпорации Disney Майкла Овица и миллиардера Рона Беркла из частной инвестиционной фирмы Yucaipa Companies. Увлеченность этим проектом привела к тому, что Каланик бросил колледж при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
Хватке Каланика, несомненно, можно позавидовать: двадцатилетний парень смог убедить маститых бизнесменов приобрести 51% акций своей первой компании. База Scour стремительно разрослась до нескольких миллионов пользователей. Но, как часто бывает, имелся свой подвох – рост пользователей был обусловлен тем, что через файлообменник распространяли нелицензионные версии фильмов и аудиозаписей.
В итоге в октябре 2000-го несколько развлекательных гигантов медиаиндустрии (Американская ассоциация кинокомпаний, Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) и Национальная ассоциация музыкальных издателей (NMPA)) атаковали Scour, выставив иск на общую сумму в $250 млрд за нарушение авторских прав!
«Что примерно равно ВВП Швеции», – вспоминал сам Каланик.
Такого удара молодой проект не выдержал и объявил о банкротстве. Показательно, насколько лично воспринял молодой предприниматель гибель своего детища. В знак траура он «оделся в черное» и много лет не ходил в кино, чтобы не видеть логотипы компаний, убивших Scour.
Месть
Будущий сооснователь Uber оказался злопамятным. Никто не мог предположить, что его следующий проект Red Swoosh – сервис обмена и передачи больших объемов информации в хорошем качестве (включая аудио-видеоконтент) был призван отомстить гигантам медиаиндустрии. Хитроумный план состоял в том, чтобы заставить бывших истцов заплатить Каланику за использование его нового продукта. С помощью прогрессивных технологий Red Swoosh удалось повысить пропускную способность сети, а значит, и возможность пользователям меняться и торговать большими медиа-файлами. Но, как и многие планы мести, план был хорош на слуху, но работал со сбоями. За все время существования проекта он балансировал на грани банкротства. В 2001-м казалось, все налаживается, когда Каланик смог заинтересовать Дэниеля Левина (англ. Daniel Levin), главу СТО Akamai Technologies. Но «Его» пути неисповедимы, и Левин в роковое 11 сентября 2001 года, полетев на встречу с Калаником, оказался на том самом злополучном борту и трагически погиб вместе с другими 92 пассажирами при атаке террористов на башни Всемирного торгового центра.
Мы думали, что Трэвис – сумасшедший, раз продолжает заниматься этим проектом. Но в то же время все мы знали, что он – единственный, кто смог бы вывести стартап из кризиса.
Дэн Родригес, бывший генеральный дирекор Scour
Террористические атаки и крушение лайнеров привели к обрушению финансовых рынков и биржи. Так же, словно карточный домик, рухнули и мечты Трэвиса найти инвестицию под свой проект. Но «безумству храбрых поем мы славу», и в 2005 году, несмотря на все перипетии, «злой гений» смог привлечь инвестора Марка Кьюбана (англ. Mark Cuban), полностью сформировав новую команду Red Swoosh, а в 2007 году продал компанию корпорации Akamai за $23 млн. Месть, хоть и с некоторыми оговорками, свершилась, а будущий глава Uber стал миллионером. Как ни странно, но именно этот период своей жизни сам Каланик характеризует словами «кровь, пот и дешевая лапша».
В будние дни, когда по городу ездили 2–3 машины, пользователям приходилось подолгу ждать водителя. Однако на выходных и по вечерам количество автомобилей на улицах возрастало, время ожидания уменьшалось, заказов становилось больше, водители увеличивали свой доход. Я увидел, как работает математика в этом бизнесе.
Трэвис Каланик
Нажми на кнопку, получишь результат
Итак, 2008 год. В тот самый вечер, во время парижского турне сооснователи Uber шутили, что неплохо было бы арендовать парк лимузинов и с комфортом довезти всех участников конференции LeWeb и при этом немного заработать. Шутка шуткой, но друзья через некоторое время вернулись к этой идее. Каланик решил ее проверить, позвонил в несколько служб заказа автомобилей представительского класса в Сан-Франциско. В большинстве из них повесили трубку, в некоторых сказали «может быть» и лишь нескольких она заинтересовала.
Основанная компания Uber первоначально воспринималась Калаником и его друзьями как игрушка и использовали они ее только для поездок по Сан-Франциско. Но в 2010 году был запущен онлайн-сервис вызова такси на базе приложения UberCab, и вскоре к Каланику пришло озарение, как с помощью математических алгоритмов служба такси может изменить всю городскую систему транспорта, а Uber стать огромной компанией.
Если цена будет достаточно низкой, больше людей захотят воспользоваться сервисом. Это приведет к увеличению количества автомобилей на дорогах. Чем больше машин, тем меньше время подачи и выше надежность сервиса. И наш продукт высокого класса будет обходиться людям дешевле, чем продукт более низкого класса,
– вспоминает свои идеи Каланик. Эти циклы страшно увлекли сооснователя Uber.
В результате родился самый быстрый за всю историю Силиконовой долины стартап. Харизма Каланика и его желание развить идею помогли ему с поиском новых инвесторов, готовых вложиться в рискованное мероприятие. В совет директоров сервиса вошел Марк Андриссен, сооснователь Netscape.
Инвестор Шервин Пишевар из венчурного фонда Menlo Ventures вложил в компанию $20 млн. Более того, Каланик смог заинтересовать главу Amazon Джеффа Безоса и фонд банка Goldman Sachs, вложивших в 2011 году $49,5 млн. Не прошел он мимо Google, который через пару лет инвестировал в Uber $258 млн.
Факт, что первыми пассажирами Uber в Лос-Анджелесе стали родители Трэвиса Каланика. Первоначально в системе Uber водители могли использовать лишь автомобили представительского класса Lincoln Town Car, Cadillac Escalade, BMW серии 7, Mercedes-Benz S550.
Но такой масштаб инвестиций и участие гигантов бизнеса привели к тому, что постоянными клиентами Uber стали звезды Голливуда: Эштон Катчер, Эдвард Нортон и другие. Сервис стал стремительно набирать популярность, за пять лет ведущие инвестиционные фонды вложили в компанию $8,21 млрд. После Лос-Анджелеса Uber быстро проник и в другие города США. В мае 2011 года сервис доступен в Нью-Йорке, за все время там было совершено 13 млн. поездок (около 20 000 в день). В том же году Uber запустился и в Париже, первом городе за пределами США. В июле 2012-го Uber публично анонсирует прежде секретный проект: недорогой сервис Uber X. На момент запуска услуга оказывается на 35% дешевле оригинального сервиса автомобилей повышенного комфорта. Мир покорился «черным кэбам». Только во II квартале 2016 года выручка Uber превысила $1 млрд, а на компанию работали больше 9000 сотрудников и более 1,5 млн водителей. По самым скромным подсчетам, каждый месяц сервисом пользуются 40 млн человек. Каланик даже смог сделать почти невозможное – он освоил китайский рынок.